Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
10. М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
Мария Васильевна Крупенина разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т.ч. проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешкольного образования, школьного самоуправления и детского коммунистического движения. Автор статей «Детское коммунистическое движение, его сущность и задачи» и «Коммунистическое детское движение и школа» и др.
Исследовала соотношения «организованного» и «неорганизованного» процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся.
Совместно с В.Н. Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её основные компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производства и т.д. К субъектам воспитательного воздействия М.В. Крупенина относила школу, детский сад, семью, предприятия, культурно-просветительские учреждения и т.д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистического воспитания Трёхгорной мануфактуры.
В конце 20-х гг. М.В. Крупенина вместе с В.Н. Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против ограниченного понимания педагогики только как теории воспитания в дошкольном учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик — партийной, профсоюзной, военной.
Педагогическим воззрениям М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина свойственно некоторое принижение роли школы в системе других социальных институтов образования и воспитания. Выдвинули теорию «отмирания школы»: переход от традиционной «школы учёбы», к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Важнейшая роль в обучении и воспитании принадлежит общественно полезному труду школьников. Пытались обосновать необходимость нового типа учебного заведения – «школы-производства». Проблемы политехнизации школы Крупенина связывала с усилением общественно-политического воспитания, с новым подходом к содержанию и организации учебного процесса, к учебной литературе, которая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практическую направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведческом материале.