Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Поиски новых подходов в воспитании детей начали приобретать в тот период четко выраженную социально-педагогическую направленность. В 20-е годы возникает и активно разрабатывается понятие «социальное воспитание». В стране формируется система социального воспитания: при органах власти всех уровней создаются так называемые соцвосы – отделы социального воспитания, в вузах Москвы и Ленинграда начинается подготовка специалистов для этой системы. По существу, зарождается социальная педагогика.
На становление и развитие социального воспитания и социальной педагогики оказала большое влияние успешно развивавшаяся тогда наука педология, которая возникла еще в конце XIX в. Эта наука была направлена на всестороннее и комплексное изучение ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и окружающей среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т.д.
Однако система социального воспитания и педология развивались недолго; фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления партии 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована «антиленинская теория отмирания школы», будто бы растворяющая последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и вытравлены из профессионального сознания педагогов на долгие годы.
С 30-х годов начался новый этап в развитии социально-педагогической помощи детям. В этот период было объявлено о ликвидации беспризорности; многообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов.
На рубеже XIX-XX вв. в России возникает общественно-педагогическое движение, развитие которого способствовало широкому обсуждению коренных вопросов воспитания. Многие выдающиеся педагоги возлагали надежды на общественное воспитание «нового» человека и гражданина. Получили развитие идеи свободного воспитания.