Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года

Петр Федорович Каптерев разработал собственные принципы и методы воспитания. В дореволюционный период П.Ф. Каптерев активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности. До Октябрьской революции участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике, семейному воспитанию.

Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный им, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания.

Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках педсовета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По П.Ф. Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над «народными» ценностями, которые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права , охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения – борьбу консервативно-правительственной «педагогики» с прогрессивной обществ, педагогикой.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>