Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.
Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания – развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством.
Главное средство нравственного, умственного и физического развития – творческий производительный труд.
К.Н. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения – Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве .
В «Декларации прав ребёнка» в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права . Наказания заменялись мерами просветительского характера.
В 1917-22 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР.
После резкой критики своей педагогической концепции в 1922 г. отошёл от педагогической деятельности.
В 20-30-е гг. труды К.Н. Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам.
Разрабатывал новое направление в воспитании – космическую педагогику, высшая цель которой – полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос трактовался К.Н. Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.