Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Виктор Николаевич Шульгин в 20-х гг. разрабатывал концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя.
Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу педагогического анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех государственных и общественных институтов .
Под руководством В.Н. Шульгина были разработаны методики изучения среды и её педагогизации, апробированы подходы к дифференциации воспитательных возможностей социального окружения в условиях индустриального района, сельскохозяйственной коммуны и др.
Основным методом педагогической работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе детских и юношеских объединений, особенно пионерской организации.
Предпринял попытку создать модель нового общеобразовательного института, противостоящего «школе учёбы».
В.Н. Шульгиным сформулированы основные тенденции развития учебного заведения типа: школа – цех предприятия, отделение колхоза и т.п.). Учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, библиотеках и т.п. Учебно-воспитательный процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия Классы переоборудовались в комнаты самостоятельной деятельности учащихся, учебники заменялись специальными рабочими книгами, вводилось комплексное построение учебных программ. В качестве ведущей организационной формы выдвигался метод проектов.