Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
К основным стадиям формирования коллектива относил: сборище; стадность; организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.
Анализируя проблему наказания в воспитании, педагог пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии – самодеятельности и самоорганизации воспитанников.
Самовоспитанию В.Н. Сорока-Росинский всегда придавал большое значение. Ставил вопрос о создании специальной науки – автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность.
К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты .
Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена. Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея – народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям – Родине, благо народа. По мысли Сорока-Росинского, «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом».
5. Исключительная школа для «исключительных» детей В.П. Кащенко
Всеволод Петрович Кащенко организовал в Москве частную школу-санаторий – одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После Октябрьской революции руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы – Домом изучения ребёнка , Медицинско-педагогической опытной станцией .
Создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и трудных детей.