Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
А.С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Организационно-педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление
А.С. Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе.
Сформулировал «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива.
Описал метод «перспективных линий» в детской жизни. Показал, что воспитывать человека – значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждёт «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой.
Определил стадии развития коллектива:
– создание;
– становление;
– сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.