Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых. В основу концепции легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Утверждая органическую связь современной школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Он подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка.
С.Т. Шацкий считал, что:
– материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд,
– организует жизнь детей деловое самоуправление,
– эстетические чувства формируют искусство, а также игра,
– направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума.
Эксперименты С.Т. Шацкого позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабах государства. Идея С.Т. Шацкого предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу возможно лишь на демократических принципах организации школы.