Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Книга «Трудовая школа» является первой капитальной работой, где автор подробно останавливается на организации социального воспитания в будущем социалистическом обществе. База для социального воспитания подростков – организация труда на производстве. Автор предлагал половину учебного времени отвести на стажировку на промышленных предприятиях. Воспитанники должны пройти весь цикл производства, принимать участие в административно-технической работе, далее пройти практику в высших административных органах.
Таким образом, могут одновременно решаться несколько основных задач образования и социального воспитания:
– подросток через работу в коллективе получает подготовку к социальной жизни в обществе;
– он знакомится как с производственным процессом, так и с научным объяснением смысла различных операций;
– практика работы в управленческих организациях дает ему знания и умения общения с людьми в различных иерархических структурах.
Кроме чисто «индустриального» социального воспитания подростку необходимо приобщение к культуре. Проблему П.П. Блонский пытался решить с помощью такого же метода активного участия в культурном строительстве.
Имеется в виду участие в разного рода театрализованных выступлениях перед публикой , участие в ликвидации неграмотности, работе в учреждениях социальной защиты, больницах и т.п. Также должны организовываться и всячески приветствоваться контакты подростков с зарубежными сверстниками в виде переписки, обмена туристическими поездками и т.п. Указывал на важность участия школьников в разного рода самодеятельных организациях: кружках, клубах и т.п. Эти структуры, по его мнению, должны иметь элементы самоуправления, что также способствует воспитанию у детей коллективистского начала.