Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом.
С 1928 г. заведующий коммуной, с 1932 г. начальник педагогической части.
Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом.
А.С. Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека. В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом.
Ядро учения А.С. Макаренко – теория воспитательного коллектива. В коллективе формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал:
– вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами;
– методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.
А.С. Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания – состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата.