Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года

Чтобы как-то выправить положение, проводились многочисленные эксперименты. Одни были разумными и давали эффект, другие носили утопический характер. К числу непродуманных экспериментов можно отнести начавшуюся в 1928 г. массовую переброску детских домов из крупных городов в сельские местности и малые города. При таких переездах многие детские дома растеряли свое и так скудное имущество, дети подолгу жили без крова, ожидая, пока освободится предназначенное для них помещение, и нередко попадали в еще худшие условия.

Несмотря на организационные неурядицы система социального обеспечения детей в целом по стране постепенно приобрела довольно четкие очертания. К концу 20-х годов формально существовало уже только три категории детских домов: дошкольные детские дома, детские дома для учащихся и детские дома с профессиональным обучением. Кроме того, имелись трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, находившиеся в ведении органов НКВД и ОГПУ. Существовали также детские дома лечебного и полулечебного типа и детские дома для инвалидов, включая слепых и глухонемых.

На практике функционировало гораздо больше различных типов детских заведений. Так, до начала 30-х годов в Поволжье были так называемые детские городки, включавшие школу, интернат-общежитие, мастерские. Школы-коммуны обеспечивали свое существование за счет труда помещенных в них детей. Были среди них и такие, которые обходились без обслуживающего и преподавательского персонала. Довольно долго продолжали существовать детские ночлежки с домами дневного пребывания, где все неграмотные дети обязательно должны были учиться днем грамоте и работать в мастерских.

Как известно, в этот период в стране была целая плеяда талантливых педагогов и психологов – как ученых, так и практиков, в числе которых А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков заняли высокое место в отечественной педагогике и получили широкое международное признание.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  Следующая > В конец >>