Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды С.Т. Шацкого
С деятельностью Станислава Теофиловича Шацкого связано создание:
1905 г. – первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии;
1906 г. – общества «Сетлемент»;
1909 г. – общества «Детский труд и отдых»;
1911 г. – летней трудовой колонии «Бодрая жизнь»;
1919-32 гг. – Первой опытной станции по народному образованию НКП РСФСР.
Основное место в педагогическом творчестве С.Т. Шацкого в начале ХХ в. занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми.
С.Т. Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем детского коллектива.
После 1917 г. С.Т. Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа .