Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
В его трудах разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в т.ч. структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.
Педагогический опыт А.С. Макаренко, его педагогические взгляды отражены в художественном творчестве: деятельность Колонии им. М. Горького описана в «Педагогической поэме»; Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях»; воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей»
13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
Октябрьская революция, как известно, оказалась переломным моментом в развитии не только самой благотворительности, которую большевики осудили как «пережиток прошлого», но и системы социальных служб, поскольку они были по большей части благотворительными учреждениями. Новая власть выбрала из всех предлагавшихся вариантов усовершенствования системы призрения и социальной помощи детям самый радикальный – установление монополии государства в деле социального обеспечения детей. В трудах идеологов социализма, например Н.К. Крупской, эта мысль была доведена до крайних пределов: государство должно было взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных построить коммунистическое общество.
Этап становление новой системы социального обеспечения детей пришелся на годы гражданской войны , когда положение детей значительно ухудшилось. Главной проблемой того периода стала массовая детская беспризорность. Точной статистики относительно числа беспризорных в то время не было, однако, судя по косвенным данным, их было больше 2 миллионов в начале войны и свыше 4 миллионов к ее завершению. Поэтому первые меры новой власти были направлены на поиск путей решения именно этой проблемы.