Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
В 1921 г. в результате голода в Поволжье к 4-5 миллионам беспризорных добавилось 8 миллионов детей, потерявших своих родителей. В этих условиях комиссия была вынуждена заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Выходом из сложившейся ситуации стали массовые перевозки детей из районов, пораженных голодом, в другие районы, где спешно открывались детские дома, в которых дети могли получать пусть скудное, но все же достаточное для выживания питание, а также медицинский присмотр. К 1922 г. в детских домах содержалось свыше 540 тыс. детей.
При этом продолжала сохраняться детская беспризорность. По официальным данным, в 1922 г. число беспризорных достигло 7 миллионов.
Наркомат народного просвещения пытался найти какие-то новые формы и методы работы с детьми. Создавались детские коммуны, городские клубные комнаты, детские общежития, площадки на заводах и фабриках и другие учреждения. Так, Московский отдел народного образования, опираясь на помощь фабричных и заводских комитетов, открывал клубы для беспризорных, прежде всего правонарушителей, ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны – временные коллективы детей, объединенных для выполнения каких-то работ, и т. п. При Наркомпросе РСФСР был создан и в 20-30-е годы активно работал отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних – СПОН.
В середине 20-х годов число беспризорных уменьшилось, однако, как показывают социологические исследования того периода, появились беспризорники «новой волны» – дети в основном из городских семей, которые оказывались на улице вследствие сиротства, полусиротства, плохих отношений с родителями, тяжелого материального положения семей, связанного с безработицей.
В этой ситуации для разгрузки детских домов правительство наметило ряд мер, в том числе помещение детей в семьи с предоставлением соответствующих льгот. Однако эта система не получила развития, поскольку оказалась излишне бюрократизированной.
Положение же воспитанников в детских домах, само число которых постоянно сокращалось, продолжало ухудшаться. Текучесть педагогических кадров в детских домах составляла 35%. Побеги детей создавали большую текучесть воспитанников.