Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
П.Ф. Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» , в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.
Выделял следующие школьные типы: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злостный, угнетенный. Кроме перечисленных типов, считал, что существует нормальный тип, представляемый в идеале.
Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям , чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям.
П.Ф. Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.
4. Деятельность В.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
Виктор Николаевич Сорока-Росинский теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей.
Своих воспитанников В.Н. Сорока-Росинский относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей он предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.
Главным в воспитательно-учебном процессе В.Н. Сорока-Росинский считал фундаментальную образовательную подготовку и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.