Дидактические характеристики проблемного обучения
Примером эвристической беседы может служить стенограмма урока, предложенная Н. М. Розенбергом в его работе «Проблемное обучение в курсе Электротехника L основами промышленной электроники». Урок на тему «Резонанс токов».
Проблемная ситуация, которая создается на этом уроке, основана на обобщении первого закона Кирхгофа. При изучении темы «Постоянный ток» этот закон, как известно, формулируется следующим образом: «Сумма сил токов, подходящих к узлу электрической цепи, равна сумме сил токов, уходящих от этого узла, или алгебраическая сумма сил токов в узловой точке электрической цепи равна нулю». При изучении цепи с параллельным соединением конденсатора и катушки индуктивности на переменном токе правило Кирхгофа обобщается таким образом, что физические явления в цепях постоянного тока выглядят частным случаем.
Домашнее задание к данному уроку включало повторение следующих вопросов:
- первый закон Кирхгофа;
- цепь переменного тока с индуктивностью;
- цепь переменного тока с емкостью.
Трудности, которые испытывает преподаватель при объяснении цепей переменного тока с параллельным соединением реактивных элементов, в общем, те же, что и при изучении других видов цепей переменного тока, т. е. необходимость учета сдвигов по фазе между токами и напряжениями при анализе качественных и количественных характеристик цепей.
На доске, до урока, чертится схема, содержащая источник напряжения, электрическую цепь с активным и индуктивным сопротивлениями, соединенными параллельно, измерительные приборы.