Дидактические характеристики проблемного обучения
Демонстрационное оборудование должно храниться в специально предназначенных закрытых шкафах. При подготовке и проведении демонстрационного эксперимента обязательно должны выполняться требования техники безопасности: наличие предохранителей в источниках питания, исправность изоляции проводов и электрооборудования, ограждение доступа к открытым токоведущим частям установки и т, д.
При показе опытов необходимо заинтересовать учащихся, привлечь и сосредоточить их внимание на сущности демонстрируемого явления: показаниях приборов, зажигании лампы и т. д.
Для активизации внимания и мышления учащихся необходимо давать краткие пояснения, обращаться к классу с вопросами, привлекать учащихся к планированию эксперимента, к прогнозированию хода явления и результатов опыта, к самостоятельным выводам и обобщениям. Так, например, до постановки опыта следует задавать вопросы типа:
- что произойдет, если включить рубильник;
- объяснить, почему именно так будет протекать опыт.
Желательно привлекать учащихся, особенно слабо успевающих, к самостоятельному проведению опытов. Сначала для подготовки оборудования и приборов, а затем для постановки, опытов в процессе закрепления и повторения материала.
Приведем пример активизации познавательной деятельности обучаемых с привлечением демонстрационного эксперимента.
Урок на тему «Цепь переменного тока с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивления».
Проблемная ситуация, которая может быть создана на данном уроке, связана с возникающим в представлениях учащихся противоречием между физическими явлениями в цепях постоянного и переменного тока. Предполагается, что учащиеся усвоили материал темы «Постоянный ток» и «Электромагнетизм», а также основные характеристики переменного синусоидального тока и закономерности процессов в цепях переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями, включенными порознь.