Дидактические характеристики проблемного обучения

Под дидактическими характеристиками в данном случае следует понимать цели проблемного обучения, источники проблемного обучения, а также способы выдвижения проблемы и создания проблемных ситуаций.

Анализ целей проблемного обучения достаточно полно рассмотрен в начале данного раздела. В данном случае следует особо подчеркнуть, что в первую очередь проблемное обучение делает деятельность обучаемого управляемой. При этом предполагается, что обучаемые должны самостоятельно решать поставленные проблемы под руководством преподавателя: правильно действовать, мыслить, предсказывать результаты, сопоставлять их с полученными, делать выводы. В результате, как отмечает Г. А. Атанов, у обучаемых формируется система умений, включающих не только практический, но и методологический компонент. Первый компонент соответствует умениям применять теоретические положения на практике. Второй компонент группирует умения человека самому вырабатывать знание. Руководствуясь известным знанием, с помощью этих умений человек трансформирует его в новое знание, неизвестное никому. Именно этим и занимается наука. Квалифицированный специалист должен не только уметь применять на практике новейшие теории, но и знать, как вырабатываются новые знания, владеть некоторыми навыками исследовательской деятельности. Именно на формирование таких умений направлены проблемные технологии обучения.

Но данная цель, как и любая другая учебная цель, достигается не сразу, а постепенно, путём перехода от одного уровня ее реализации к другому.

В педагогике различают следующие уровни проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала, частично-поисковый путь, исследовательский метод.

Сущность проблемного изложения учебного материала состоит в том, что, создав проблемную ситуацию, преподаватель не просто сообщает конечные выводы науки, а показывает «эмбриологию истины», т. е. воспроизводит в какой-то мере путь к открытию, раскрывает внутренние противоречия, демонстрирует сам путь научного поиска. Способ взаимодействия преподавателя и обучаемого можно представить следующим образом:



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  Следующая > В конец >>