Дидактические характеристики проблемного обучения

Далее преподаватель предлагает учащимся решить другую задачу, в которой также требуется определить сопротивление шунта и, по сравнению с первой задачей, внесены следующие изменения:

- числовые данные для величин 1наи и R уже другие;

- вместо величины нового номинального значения тока указан шунтирующий множитель .

Как видим, изменения, внесенные в условия новой задачи, столь элементарны, что они не могут вызвать появление проблемной ситуации и не требуют продуктивного мышления.

Теперь пример противоположного характера. После изучения звукового генератора и принципа усиления электрических колебаний в объеме материала соответствующих параграфов учебника преподаватель поручил учащимся детально разобраться в принципиальной схеме стереофонического усилителя, выпускаемого базовым предприятием. Весьма сложная схема этого электронного аппарата включала немало незнакомых элементов и, что еще существеннее, ряд новых для них схемных разработок - В результате учащиеся с заданием не справились, т. к. проблемная ситуация здесь не была создана и не была ими принята. Уровень ранее усвоенных знаний не соответствовал уровню сложности задания.

Перед тем, как принимать решение о выборе технологии проблемного обучения, следует тщательно проанализировать источники проблемного обучения, т. е. возможность постановки проблемных задач на основе знаний о диалектике развития науки и техники и способность обучаемых решать эти проблемные задачи.

Таким образом, необходимо хорошо усвоить, что проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и преподавателя.

При проблемном обучении главную роль играет активность самого ученика. Преподаватель только руководит процессом обучения, опираясь на мыслительную деятельность учащихся, а не на память и заучивание, как это часто имеет место. На практике проблемное обучение требует от преподавателя и учащихся специальных навыков и большего количества времени, чем обычное обучение.