Дидактические характеристики проблемного обучения
Частично поисковый путь
Частично поисковый путь предполагает, что обучающийся под руководством преподавателя по решению задач осуществляет самостоятельную деятельность. Преподаватель выдвигает проблему, вместе с учащимися намечает путь ее решения и ставит вспомогательные вопросы. Учащиеся самостоятельно решают только отдельные части общей проблемы, отвечают только на дополнительные вопросы, обладающие меньшей долей проблемности.
Способ взаимодействия преподавателей и обучаемых в данном случае можно представить следующим образом:
Примером данного изложения может быть фрагмент стенограммы урока на тему «Общие сведения о трансформаторах», где в процессе изложения нового материала преподаватель на основе имеющихся знаний и умений выстраивает проблему и решает ее вместе с обучаемыми.
Пример 1.
Преподаватель: Итак, мы установили, что передача электроэнергии от места ее производства к месту потребления с наименьшими затратами представляет собой важную проблему. Особенно важную роль ее решение приобретает в Украине, если учесть, что мы имеем очень небольшие запасы угля и остальные энергоносители покупаем за рубежом. При передаче энергии по проводам неизбежны ее потери, бесполезные затраты, связанные с нагреванием проводников. Задача состоит в том, чтобы уменьшить эти затраты в масштабе страны и тогда это обернется значительной экономией. Как же уменьшить потери энергии?
Учащийся: Надо выбрать провод с малым удельным сопротивлением.
Преподаватель. Давайте внесем в наши поиски известную систему. Вначале выясним, от каких факторов зависят потери энергии, а затем подумаем над тем, как можно на них повлиять. Итак, от каких величин зависят тепловые потери энергии в проводе?
Учащийся: Эти потери определяются законом Джоуля-Ленца Q = i-R. Потери энергии зависят от силы тока в проводе и сопротивления проводника.