Дидактические характеристики проблемного обучения

Преподаватель: В чем же дело? Почему величина тока в цепи столь резко уменьшилась? Выяснить причину этого явления для нас чрезвычайно важно. Ведь катушка индуктивности - широко распространенный элемент многих приборов, аппаратов, устройств автоматики, телемеханики, радиоэлектроники. Вы пока не можете объяснить этого явления, т. к. не осознаете пока в полной мере физических процессов, проходящих в катушке индуктивности при ее включении в цепь переменного тока.

Таким образом, не только вполне сформирована проблемная ситуация, но и отброшены, по крайней мере, две ошибочные гипотезы: одна из них - невозможность применения закона Ома, другая - необходимость замены измерительных приборов. Создается возможность для верного решения проблемы - вывода о том, что при включении переменного напряжения в катушке проявляет себя принципиально новый вид сопротивления, отсутствующий при включении источника постоянного тока. На этом примере можно проследить выполнение некоторых общепризнанных правил и условий создания проблемных ситуаций, поскольку они, эти правила, условия, остаются практически неизменными для всех ситуаций, встречающихся в курсе электротехники с основами промышленной электроники.

Создание проблемной ситуации основано на тех знаниях и умениях, которыми уже владеют учащиеся. В приведенном примере невозможно создать такую проблемную ситуацию, которая будет «принята» учащимися без усвоения следующего круга знаний и умений, связанных с физикой электричества и электротехникой.

При проведении эвристической беседы и демонстрационного эксперимента можно использовать различные приемы, например, такие:

- использование качественной или количественной задачи. Задачу надо поставить так, чтобы учащиеся не смогли решить ее до конца и почувствовали недостаточность своих знаний. Например, перед началом изучения цепей переменного тока с

параллельным соединением приемников предлагается задача определения величины тока в неразветвленной части цепи по заданным значениям тока в активном сопротивлении. Учащиеся знают первый закон Кирхгофа, но решить задачу не могут, так как им неизвестно его соотношение для переменного тока;