Дидактические характеристики проблемного обучения

- выбор одного пути решения из нескольких возможных. Проблема выбора оптимального варианта решения задачи постоянно встречается в производственной и проектной практике. В учебном процессе такая проблема возникает, например, при решении задач с избыточными данными;

- использование логических приемов;

- применение знаний в новых условиях, отличных от тех, в которых приобретались теоретические знания. Например, после изучения на уроке правила определения направления индуктированной Э. Д. С. или направления движения проводника с током в магнитном поле можно изменять заданные и искомые величины, вид рисунка и схему расположения отдельных его элементов. Известными для учащихся будут содержание рисунка и правило, которое надо применить. Новыми условиями, создающими проблемную ситуацию, являются изменение вида рисунка, заданных и искомых величин;

- изменение привычного расположения элементов схемы. Этот способ позволяет проверить понимание учащимися наиболее существенных признаков какого-либо варианта соединения

приемников;

- изучение динамики процесса в статических схемах, графиках и диаграммах. Такие проблемы очень характерны для электротехники. Понимание схемы и роли отдельных ее элементов лучше всего проверяется постановкой вопросов, связанных с возможным изменением режима работы схемы: как изменится величина тока в цепи при осуществлении какой-либо коммутации, загорится ли лампа, сработает ли реле и т. д.