Дидактические характеристики проблемного обучения

Способы создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации можно сформировать тремя различными способами:

- путем четкой постановки проблемы преподавателем;

- путем создания условий, при которых учащемуся требуется самому понять и сформулировать проблему;

- путем создания такой проблемы, при поиске решения которой учащийся должен прийти к новой, дополнительной проблеме, самим им выявленной и заранее предусмотренной преподавателем.

Особым вариантом является случай, когда в ходе решения некоторой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную преподавателем проблему.

Обращение к тому или иному способу создания проблемной ситуации зависит от характера учебного материала и вне меньшей степени от подготовленности учащихся, от уровня их познавательной самостоятельности. На практике чаще приходится обращаться к постановке проблемы преподавателем при активном участии учащихся.

Рассмотрим наиболее известные способы создания проблемных ситуаций на примере электротехнических дисциплин.

Одним из таких способов является изложение нового материала с использованием эвристических вопросов и задач, эвристической беседы, которые требуют активных размышлений, направленных на создание проблемных ситуаций, решение которых возможно на основе всестороннего анализа этих ситуаций, сопоставления, обобщения и систематизации. Эвристическая беседа - это такая беседа, в процессе которой обучаемые самостоятельно приходят к определенным выводам, являющимся целью изучения учебного материала. К ним обучаемых подводит преподаватель, планируя такую систему вопросов, при которой каждый последующий вытекает из предыдущего. В ходе эвристической беседы преподаватель ставит перед собой и обучаемыми вопросы проблемного характера, решает их, привлекая к этому обучаемых, выдвигает гипотезы, подтверждает их, дает дополнительные вопросы обучаемым, которые решают данную задачу и таким образом решается серьезная проблема. Признаками такой беседы является наличие конкретной цели и последовательность постановки вопросов и ответов, направленных на достижение цели. Основанием или источниками такой беседы являются базовые знания обучаемых, их эрудиция и жизненный опыт.