Дидактические характеристики проблемного обучения

Наиболее распространено монологическое изложение. В простой и доступной форме, в разумной последовательности сообщаются некоторые факты, законы, правила и их интерпретация. Преподаватель не прерывает пояснения вопросами, адресованными учащимся.

Развитием монологического изложения следует считать изложение с применением вопросов. Преподаватель прерывает изложение постановкой вопросов, на которые, как правило, отвечает сам. Например, при пояснении физических процессов в металлическом проводнике, помещенном в переменное магнитное поле, преподаватель спрашивает: «Как ослабить вредное влияние вихревых токов в стальных сердечниках электрических машин и аппаратов?» Таким образом, внимание привлекается к ключевым моментам изложения. На уроке, посвященном измерению напряжений, задается вопрос: «Как расширить пределы измерения вольтметра за пределы той величины, на которую он рассчитан?» Далее преподаватель сам поясняет материал, отвечает на поставленный им вопрос. Такое изложение уже содержит некоторые элементы проблемности. Однако этого недостаточно при проблемном изложении преподавателем, то есть «воспроизводит в какой-то мере путь их открытия. Поставив проблему, он вскрывает внутренние противоречия, возникающие при ее решении, рассуждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истинность с помощью эксперимента...».

Решение многих электротехнических задач связано с преодолением внутренних противоречий. Примером тому может служить пояснение материала о предельной мощности, которую может развить в нагрузке R ИСТОЧНИК тока с данными величинами ЭДС Е и внутреннего сопротивления. Здесь представляет несомненный интерес такое построение рассказа преподавателя, при котором к случаю R = Rl учащиеся приходят, анализируя случаи R>R0 и R