Дидактические характеристики проблемного обучения

- ставить проблемные задачи, требующие теоретического объяснения фактов и явлений, ранее известные учащимся из жизни или опыта работы. Например, начало изучения вопроса о коэффициенте мощности можно связать с опытом практической работы учащихся ПТУ по ремонту асинхронных двигателей, в процессе которой им приходилось подключать конденсаторы параллельно обмотке статора. Естественно, возникают вопросы: зачем это делается, почему конденсаторы включаются параллельно и т. д. Аналогично можно использовать опыт работы учащихся по сборке магнит проводов трансформаторов при постановке вопросов о роли магнит провода .

К субъективным источникам проблемного обучения относятся базовые знания, опыт и эрудиция обучаемых и в конечном итоге возможность решения ими проблемных ситуаций.

Ситуация, создаваемая учебной проблемой, охватывает большое число фактов, предметов, отношений. Обучающимся необходимо самостоятельно установить, каких данных для решения задач недостает и каким путем их получить или, если количество данных избыточно, то какими из них следует воспользоваться. Решение проблемы предполагает систему действий, выдвижение нескольких гипотез, отказ от ошибочных гипотез и, наконец, принятие правильного ответа. Проблемные вопросы и задачи выдвигаются не при проверке усвоения, а на стадии приобретения учащимися новых знаний.

Слишком легкие и слишком сложные задания не способствуют созданию проблемных ситуаций. Возникновение проблемной ситуации ограничено двумя пределами процесса мышления. Нижний предел определяется такими случаями, когда для выполнения заданий достаточно применить уже усвоенные знания. Верхний предел соответствует случаю, когда ранее усвоенные знания не позволяют учащимся справиться с поставленным перед ним заданием.

Два примера помогут уяснить суть этих замечаний.

Предположим, что на уроке после изложения принципа расширения пределов измерения амперметров преподаватель пояснил решение такой задачи: «Определить сопротивление шунта для магнитоэлектрического измерительного механизма, номинальный ток которого 1НО!и=5мА И сопротивление R = 20OM, если пределы измерения следует расширить до 5О.иЛ».