Дидактические характеристики проблемного обучения
Этот уровень проблемного обучения характеризуется наиболее высокой степенью самостоятельности работы учащихся. Они самостоятельно решают всю проблему, в ходе исследования выявляют и сами решают ряд менее значительных проблем. Такой метод позволяет учащимся овладевать методами научного познания и формировать черты творческой деятельности.
Каждый из уровней проблемного обучения соответствует определенным этапам формирования учебной деятельности. Так проблемное изложение и частично поисковый уровень являются характерными для этапов мотивации и формирования ООД, тогда как исследовательский уровень возможен на этапе формирования действий. Проблемное обучение характерно только для данных двух этапов, ибо этап контроля не предполагает проблемное™, поскольку его цель - не формирование новых знаний и умений, а проверка уже сформированных. Проблемное обучение является перспективным видом обучения, но применять его можно только в том случае, когда имеются для этого специальные условия, т. е. источники проблемных технологий.
Источники проблемных технологий можно подразделить на объективные и субъективные.
К объективным источникам относятся имеющиеся в рассматриваемой науке противоречия, которые эта наука уже разрешила, но обучаемые, проходя путь преодоления этих противоречий, познают истину, осваивают диалектику развития науки, формируют своё мировоззрение. В данном случае для создания проблемных ситуаций возможно выполнить ряд действий:
- целесообразно использовать реально существующие проблемы изучаемой науки и проблемы, возникающие в процессе исторического развития науки. В электротехнике к таким проблемам относятся: повышение cos, повышение КПД электротехнических устройств, уменьшение потерь при передачи электроэнергии, передача электроэнергии на большие расстояния и т. д.