Педагогическая концепция проблемного обучения

Проблемное обучение предусматривает ту или иную степень свободы решения и ограничения ее, задаваемую педагогом с целью управления познавательными операциями. Процесс этот зависит от включения в обучение предметно-объектной информации, которая делает познавательный поиск актуальным и доступным для обучающихся, стимулирующим развитие их учебных и личностных возможностей.

В самом общем виде природу проблемного обучения можно рассматривать как одну из технологий обучения, направленную на формирование полной структуры учебной познавательной деятельности, включающей цель-мотивацию, концептуальную модель действий, гипотезу-прогнозирование, программу действий, исполнительскую часть и рефлексивный процесс, основанный на оценке субъектом произведенных им собственных действий и построенный в соответствии с программой действий, соотнесенный с целями и полученными результатами.

Проблемное обучение предусматривает многоплановость функций познания и трактовку практики как источника и критерия истинности познания. Преимущества проблемной технологии обучения состоят в том, что проблемные ситуации обусловливают субъективность учебных действий. Обучающийся не только воспринимает информацию, но и стремится самостоятельно определить свои действия, необходимые для ее получения, а также оценить ситуацию и прогнозировать возможности ее разрешения посредством имеющихся у него способов и средств, необходимых для эффективного устранения противоречий.

В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация, задача-проблема, которую обучающимся надлежит решить. Между информационным содержанием проблемной ситуации и формой ее преподнесения обучающимся существует связь, которая отражает внутреннюю структуру познавательного процесса. Логика учебного познавательного процесса заложена в информационном предъявлении учебного материала. Она составляет ориентировочную основу действий обучающихся, так как соответствует структуре мыслительной деятельности. Поэтому управление познавательными действиями становится органичным и естественным, приобретает характер регулирования мышлением и эмоциональными процессами обучающихся.