Педагогическая концепция проблемного обучения
Проектировочная деятельность производится на основании концептуальной модели процесса обучения. В ходе ее осуществляется диагностирование условий и прогнозирование действий педагога, требующихся для достижения поставленных целей. Степень их сопряженности очень высока. От того, насколько точно будут определены психологические и внешние факторы и связи между ними, зависят эффективность прогнозирования результатов и выбор способов и средств их формирования.
Диагностическая деятельность педагога прослеживается на всех этапах профессиональной работы. Она подготавливает возможность адекватного проектирования профессиональной деятельности, а также обусловливает исполнительский и корректировочный виды деятельности. Диагностическая деятельность обеспечивает адекватность действий педагога, направленных на формирование личности обучающихся, помогает установить, в какой мере обучающийся готов к осуществлению учебного процесса. Итогом прогностической деятельности является предвидение модели будущего результата конструктивной деятельности педагога.
Проектировочная деятельность педагога сочетается с планированием. Проектирование предполагает определение состава и последовательности действий педагога, планирование дополняет этот процесс посредством распределения действий во времени. В случае проблемного обучения проектирование может быть представлено как решение задачи, в которой имеется множество степеней свободы действия педагога, порождаемой вариативностью поведения участников, их ответной реакцией. Процесс прогнозирования — сложный и вероятностный. Педагогу приходится предвидеть одновременно целый ряд неизвестных поведенческих реакций со стороны обучающихся. Проектирование действий педагога должно учитывать конкретные условия. Характеристика задачи дидактического проектирования основана на теории задач , а также на психологии проблемного обучения .