Педагогическая концепция проблемного обучения
Если учесть, что ученики обучаются на всем протяжении процесса обучения, то легко понять вертикальные стрелки, отображающие прогрессивное развитие учебной деятельности, в процессе которой развивается и сам ученик.
Последовательно развертывается процесс педагогического управления. Педагог производит структурирование учебной информации, образует систему понятий. Развивается профессиональная деятельность. Фиксированное развитие обучения, этапы контактных взаимодействий между педагогом и учащимися представляют собой последовательно формирующиеся содействия педагога и учащихся. Выделение их целесообразно в зависимости от целей и дидактических единиц процесса обучения, которые составляют блоки взаимодействия, а также педагогические процедуры процесса обучения. Если конкретизировать их информационно, то можно проследить процесс педагогического ввода информации в учебный процесс и контроля за ним, а также объема и частоты взаимодействия.
Приведенный анализ процесса обучения позволяет увидеть принципиально общую структуру его развития. Остановимся на дидактических характеристиках деятельности педагога и учащихся. Итак, процесс обучения представляет собой систему, в которой имеют место два компонента: обучающий процесс, субъектом которого является педагог, и учебный процесс, субъектом которого является ученик. Оба компонента — сложные образования. Каждый из них является системой, в процессе обучения они составляют подсистемы. И педагогическая, и учебная деятельность имеет свои функциональные характеристики. Педагогическая деятельность выполняет управленческую функцию, учебная является управляемой. Между ними устанавливаются достаточно устойчивые связи, которые обеспечивают функционирование процесса обучения.