Педагогическая концепция проблемного обучения

Построение проекта технологии обучения — это решение педагогической задачи. Проект действий завершает прогностическую деятельность педагога. Проект отражает прогноз, который относится к будущему и в этом смысле сближается с целью. Но цель опережает прогноз. Сначала формулируется цель, а затем строится прогноз, определяющий будущее состояние педагогической системы. О взаимодействии цели и прогнозирования в обучении пишет В. А. Якунин: «Прогнозы и цели сходны в своей отнесенности к будущему. Вместе с тем они различаются как генетически, так и функционально, то есть по происхождению и по назначению». Цели призваны определять будущее состояние и способы поведения системы или отдельного человека. Прогноз строится на основе уже сформированных целей. Прогнозирование нужно для того, чтобы достичь цели, поэтому прогноз как информация становится регулятором поведения педагога при разработке проекта своих действий, соотнесенных с целью и условиями.

В технологии проблемного обучения особое значение имеют оценка полезности и ценности предпринятых педагогом действий, субъективная интерпретация результата в виде психологического эффекта и понимание роли педагогического воздействия. Педагогическая оценка усвоения учебной информации в структуре проблемного обучения персонализирована со стороны педагога.

Информационная и организационная деятельности составляют виды исполнительской созидательной деятельности педагога. Многие авторы рассматривают коммуникативную деятельность тоже в качестве самостоятельного, автономного, вида деятельности. Нам представляется такой подход нецелесообразным. Свойство коммуникативности составляет сущностный признак процесса обучения, поэтому его следует рассматривать в аспекте архитектоники процесса обучения.