Педагогическая концепция проблемного обучения

процесс конкретизации целей путем перевода содержания учебной информации в систему учебных проблемных задач, проблемных ситуаций;

регулирование поисковой учебной деятельности при соблюдении основного правила проблемного обучения — предоставления учащимся определенной свободы действий и регуляции этих действий на основе полной структуры познавательного процесса;

систематический контроль за продвижением учащихся;

диагностические процедуры, интерпретационная оценка состояния информационного и психологического процессов;

обеспечение устойчивости процесса за счет обновления информационно-деятельностной среды;

формирование у учащихся удовлетворенности происходящим процессом;

осуществление рефлексивной деятельности, воспитание индивидуальности и самостоятельности, инициативы и творчества.

В практике обучения в педагогических вузах, училищах и школах проблемное обучение успешно применяется. Однако наиболее часто постановка учебной проблемной задачи имеет локальный характер, касается одного из фрагментов обучения, а не целостного процесса. Следует отметить также, что решение учебной проблемы чаще прогнозируется педагогом на основе эмпирического подхода, а не теоретического; далеко не всегда реализуется стадия вычленения проблемы и неполностью задействованы все этапы мыслительной деятельности. Управление познавательной деятельностью обучающихся производится одномерно, не предусматривается многоплановость и вариативность возможных решений.

При моделировании проблемного обучения следует исходить из требований педагогической технологии; должна проводиться единая система прогнозирования, проектирования и регуляции учебной деятельности; необходимо предусмотреть многоаспектность и полифункциональность проблемного обучения, строить проблемную логическую структуру познавательного поиска; систематически оценивать состояние педагогической системы, анализировать ее функционирование и немедленно вводить поправки для устранения нежелательных отклонений; стимулировать интерес к решению проблемы и стремление добиться успеха.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22   Следующая > В конец >>