Педагогическая концепция проблемного обучения
процесс конкретизации целей путем перевода содержания учебной информации в систему учебных проблемных задач, проблемных ситуаций;
регулирование поисковой учебной деятельности при соблюдении основного правила проблемного обучения — предоставления учащимся определенной свободы действий и регуляции этих действий на основе полной структуры познавательного процесса;
систематический контроль за продвижением учащихся;
диагностические процедуры, интерпретационная оценка состояния информационного и психологического процессов;
обеспечение устойчивости процесса за счет обновления информационно-деятельностной среды;
формирование у учащихся удовлетворенности происходящим процессом;
осуществление рефлексивной деятельности, воспитание индивидуальности и самостоятельности, инициативы и творчества.
В практике обучения в педагогических вузах, училищах и школах проблемное обучение успешно применяется. Однако наиболее часто постановка учебной проблемной задачи имеет локальный характер, касается одного из фрагментов обучения, а не целостного процесса. Следует отметить также, что решение учебной проблемы чаще прогнозируется педагогом на основе эмпирического подхода, а не теоретического; далеко не всегда реализуется стадия вычленения проблемы и неполностью задействованы все этапы мыслительной деятельности. Управление познавательной деятельностью обучающихся производится одномерно, не предусматривается многоплановость и вариативность возможных решений.
При моделировании проблемного обучения следует исходить из требований педагогической технологии; должна проводиться единая система прогнозирования, проектирования и регуляции учебной деятельности; необходимо предусмотреть многоаспектность и полифункциональность проблемного обучения, строить проблемную логическую структуру познавательного поиска; систематически оценивать состояние педагогической системы, анализировать ее функционирование и немедленно вводить поправки для устранения нежелательных отклонений; стимулировать интерес к решению проблемы и стремление добиться успеха.