Педагогическая концепция проблемного обучения
Учащимся и педагогу присущи разные виды деятельности и разные функции в процессе обучения, даже разный предмет деятельности.
Педагог управляет действиями учащихся:
создает условия для успешной учебной деятельности;
организует учебную информацию, выполняет конструктивные функции;
регулирует учебные действия;
организует опорные элементы учебной деятельности;
создает ориентировочную основу действий учащихся;
направляет процесс учебного познания;
стимулирует мыслительные и практические действия ученика различными приемами педагогического воздействия;
осуществляет информационно-коммуникативные функции;
контролирует и корректирует деятельность учащихся.
А ученик познает, усваивает, анализирует продукт деятельности педагога — информационные структуры в виде информационного сообщения, задач, объяснения, вопросов и т. д. При этом, в силу индивидуальности участников, эти процессы имеют субъективную окраску, отражают личностные характеристики.
Только на больших уровнях обобщения, когда определяются не конкретные методы преподавания—обучения, а дается общая характеристика деятельности с позиции уровня самостоятельной деятельности учащихся, можно дать описание методов работы учителя и учащихся в системе бинарной номенклатуры или с позиции моно метода, по существу, теории и технологии обучения.
Функциональный анализ процесса обучения открывает возможность определить специфику проблемного обучения, суть которого состоит в особой организации педагогом информации, подлежащей усвоению обучающимися.