Педагогическая концепция проблемного обучения
Проблема всегда связана с некоторой степенью неопределенности для решения и выбора последующих действий. Неопределенность учебной ситуации является основным структурным замыслом в конструировании проблемного процесса. Уровень сложности задачи во многом зависит от того, насколько велика эта неопределенность. По мере увеличения ограничений, включенных в условия задачи, возрастает ее сложность, усложняются условия решения поставленной проблемы и нахождения путей выхода из затруднений. Процесс нарастания сложности проблемы связан и с противоположным процессом — снятием ограничений. Крайним выражением этой тенденции является полное отсутствие детерминированности способов решения задачи, полная свобода действий. В таком информационно-деятельностном выражении проблема вырастает до уровня высшей сложности, так как от действующего лица требуются не только анализ условий, присутствующих в задаче, но и их самостоятельное выявление.
Неопределенность в учебной ситуации может быть представлена как вопрос, как проблема и как задача. Если это проблемный вопрос, то в нем всегда содержится некоторая информация, утверждающая что-либо, и собственно вопрос-требование. Например, вопрос: является ли проблемное обучение современной технологией вузовского образовательного процесса? В этом вопросе содержится утверждение, что проблемное обучение является технологией, применяемой в вузе, а неопределенность, сомнение, выражены вопросом: является ли эта технология современной? Характеристика современности технологии предполагает такие качества, как эффективность, технологичность, своевременность, адекватность имеющимся на сегодня дидактическим средствам обучения. Этой совокупностью свойств педагогических технологий обучения располагает и технология проблемного обучения.
Проблема может быть сформулирована без вопросительного местоимения, например: «Внедрение технологии проблемного обучения в методику вузовского и среднего профессионального обучения» или в виде выражения цели: «Определить способы и условия внедрения технологии проблемного обучения в методику преподавания в высшей и средней профессиональной школе».