Педагогическая концепция проблемного обучения

Проблемное обучение сегодня — одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики. В основе его лежит идея создания инновационной среды, в которой успешно проходит профессиональное становление учителя. Студенты, имеющие дело с профессионально значимыми условиями, максимально приближенными к функциям педагогической деятельности, формируются профессионально и психологически. При освоении социальных задач проявляются функции на интерпсихическом и интрапсихическом уровнях. Концептуальные ориентиры действий и объективизация профессионально ценностных знаний и операционных умений создают благоприятные условия для обучения учащихся принятию решений. Проблемное обучение строится на концептуальных позициях, а не на эмпирическом учебном материале, лишенном методологического обоснования. Иначе поиск решений может превратиться в рассуждения по типу «мне так кажется».

В педагогических вузах педагогическая деятельность становится предметом изучения студентов, поэтому требуется научное обоснование и осознание педагогических действий в аспектах теории и практики. В целях сознательного отношения к проблемам формирования профессиональной педагогической деятельности необходимо познакомить студентов с ее структурой.

Педагогической деятельности свойственна универсальная структура, присущая и другим видам профессиональной деятельности. В то же время она имеет свою содержательную специфику, отражающую предмет познавательной деятельности, ее функции и сферу приложения. Общие компоненты педагогической деятельности следующие: цель-мотив, концептуальная модель, гипотетическое построение решения , рабочая программа, ее реализация — исполнительское звено деятельности и оценка произведенных умственных и практических действий в плане их адекватности цели, предмету, условиям и средствам, а также оценка эффективности и корректировка действий.