Педагогическая концепция проблемного обучения
На основе диагностической информации принимаются решения, касающиеся содержания образовательного процесса и организации учебного процесса. Информация нужна педагогу как для осуществления контроля, так и в целях прогнозирования собственных действий. Посредством всей совокупности педагогических действий педагог создает информационную структуру взаимодействия с обучающимися, обеспечивает доступность ее усвоения путем адаптации к возрастным и индивидуальным особенностям учеников, формирует адекватность учебной информации, решает проблему ввода учебной информации в процесс обучения, адаптации знаний, обусловливает согласованность действий своих и учащихся. Под влиянием действий учителя создаются условия, необходимые для построения проблемно-задачного обучения, в котором основными обучающими воздействиями будут информационное проблемное сообщение и задача.
Диагностические действия педагога предполагают анализ состояния педагогической системы, готовность учащихся к восприятию новых знаний, оценочную информацию. Методы информационного управления учебной деятельностью связаны с когнитивным аспектом преодоления учащимися психологических барьеров в познавательной области и с мотивационным аспектом, стимулированием, эмоциональным регулированием учебных действий. Возрастает общая напряженность системы в коммуникативно-познавательной структуре обучения и в функционально-информационной характеристике семантических единиц языка. Информативность процесса обучения приобретает свойства задачного построения учебно-педагогического процесса. Построение учебной деятельности определяется структурой информации задачного типа. Регулирование информационного процесса производится педагогом с помощью методов и приемов, которые не только несут прямую информацию, но и выполняют организационные функции как способы общения и регуляции действий учащихся. Информация воспринимается учащимися через акты решения задачи и, следовательно, посредством актуализации проблемы, анализа исходных данных, их интерпретации в свете поставленного вопроса и гипотетического построения модели решения задачи и, наконец, самого процесса решения, а также оценки результативности и рефлексивной корректировки действий в случае необходимости.