Педагогическая концепция проблемного обучения
Учебная деятельность как подсистема процесса обучения прослеживается по вертикали У1 У2 У3 У4... Уn Уn+1. Это процесс развития учебной деятельности и ее субъекта — ученика.
Педагогическая деятельность как подсистема процесса обучения тоже находится в развитии П1 П2 П3 П4... Пn Пn+1. И та и другая деятельность находится в развитии благодаря сопряжению между собой. Вся система процесса обучения имеет спиралеобразно выраженный процесс развития:
Процесс обучения является открытой системой, подверженной влиянию со стороны. Это динамическая и саморегулирующаяся система, имеющая целевую направленность. Системообразующим фактором ее является управление, так как цель воплощается в действия педагога и реализуется опосредованно через деятельность педагога, управляющего учебной деятельностью. Педагогическое управление строится адекватно субъектным психологическим условиям. Учебная деятельность находится в зависимости от педагогического воздействия и в то же время отражает личностные свойства учащегося. Поскольку субъектом деятельности является человек, то система обучения подвержена сложным изменениям, вызванным действиями педагога, детерминирующим действия учеников, а также активной ролью обучающихся. Отсюда вероятностный характер протекания и развития обучения.
Из системного анализа процесса обучения логично вытекает понятие метода обучения. Метод отражает способ деятельности. Так как деятельность всегда принадлежит субъекту или группе субъектов, имеющих одну цель, то совершенно очевидно, что следует говорить о методах, принадлежащих педагогу, и методах, которыми пользуются учащиеся. Теоретически появляется возможность трактовать методы обучения как способы согласования взаимодополняющих друг друга двух видов деятельности — обучающей и учебной. На основе методов преподавания и методов обучения возникает необходимость в бинарной номенклатуре методов, в состав которых входит парное сочетание действий педагога и учащихся. Вместе с тем осуществление этой теоретической идеи связано с объективными трудностями из-за различия индивидуальных особенностей педагога и учащихся.