Педагогическая концепция проблемного обучения

Третье условие проблемного обучения — субъектная позиция ученика, осознание и принятие им цели познания и самооценка имеющихся средств для решения и получения результатов. Психологическая позиция ученика как субъекта деятельности определяет мотивированный план действий.

Проблемное обучение противоположно рецептурному. Методическому регулированию придается различное выражение в зависимости от степени сложности проблемных ситуаций-задач, имеющих целью самостоятельные действия учащихся. Решение проблемных задач протекает в фазах: осознание проблемы, гипотетическое решение и предвидение его результатов, выполнение решения и проверка решения.

Центральным звеном, определяющим проблемное обучение, является проблемная ситуация как способ взаимодействия между учителем и учащимися, характеризующийся высокой активностью учащихся и направленностью на преодоление познавательных затруднений, вызванных поставленной учителем задачей-проблемой.

Активность, целеустремленность и результативность обучения представляют собой производные от методов управления учебной познавательной деятельностью. В ходе проблемного обучения большое внимание уделяется регулированию познавательной деятельности обучающихся. Обычно методы учебного познания запрограммированы деятельностью педагога; чем менее жесткой является их педагогическая детерминация, тем выше уровень проблемного обучения. Многообразие педагогических решений создает предпосылки для развития творчества и самостоятельности обучающихся, интеллектуализирует их учебный труд, влияет на развитие активности и проявление инициативы, развивает личность.