Педагогическая концепция проблемного обучения

Предметно-содержательной основой проблемного обучения является теоретико-деятельностный подход к отбору и дидактическому конструированию учебного материала, подлежащего усвоению студентами. Давняя дискуссия о том, что требуется дать будущему педагогу: рецептурное, прикладное, знание или фундаментальное образование в области педагогики — при обсуждении технологии проблемного обучения лишается смысла, так как в данном случае методическая эрудиция педагога опирается на глубокое теоретическое обоснование технологических процедур, а в его профессиональных действиях проявляются теоретические позиции на практике. Отпадает и другой аспект дискуссии — спор между практической методикой и рефлексивным направлением процесса обучения. Проблемное обучение строится на индивидуальном саморазвитии будущего профессионала, распредмечивании теоретических знаний самим субъектом посредством перевода их в систему действий. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.

Моделью проблемного обучения является рефлексивно-гуманистическое управление учебной познавательной деятельностью, психолого-педагогическая суть которого состоит в прослеживании и регулировании действий студентов, направленных на свободный выбор, развитие творческого анализа действительности и нахождение самостоятельных решений.

Технология проблемного обучения рассматривается в аспекте управления—регулирования учебной деятельности. При этом в связи с вопросом о структурном упорядочении единиц учебной ин-формации, допускающем сохранение и, более того, педагогическое проектирование некоторой неопределенности в состоянии обучающей системы, что не согласуется с привычным пониманием педагогического управления как строгого детерминирования учебных действий, может возникнуть мысль о наличии противоречия. Однако в данном случае речь должна идти о том, насколько жестко осуществляется регламентация действий обучающегося со стороны преподавателя. Природа управления состоит в ограничении степеней свободы. Проблемная структура учебной информации предусматривает сознательно установленную преподавателем меру неопределенности, ее педагогическую взвешенность в плане полноты и достаточности, расчет на возможность преодоления разрыва в информации и в логике рассуждения самими обучающимися.