Педагогическая концепция проблемного обучения

Имеющиеся в литературе расхождения в номенклатуре видов педагогической деятельности вызваны пониманием ее функций . Согласно структуре деятельности целесообразно соотнести функциональные назначения деятельности с этапами педагогической деятельности. Тогда мы получаем следующие виды деятельности педагога: целеполагающую, проектировочную, информационную, диагностическую, организационную и рефлексивную.

Целеполагающий и прогностический виды деятельности представляют собой проектировочную деятельность, включающую в себя понимание цели, анализ условий и концептуальное моделирование. Информационный, диагностический и организационный виды деятельности характеризуют исполнительские действия учителя. Рефлексивной деятельности свойственна самооценка, самоанализ. Она в процессе накопления опыта практической работы слабо развивается. Между тем рефлексивная деятельность является одним из критериев уровня профессионализма учителя. Рефлексивные умения и самооценка собственных действий в условиях проблемного обучения имеют принципиальное значение. На их основе осуществляется оценочно-корректировочная деятельность, что очень важно при возрастании неопределенности учебно-проблемной ситуации и необходимости в связи с этим самоконтроля.

Выделенные виды педагогической деятельности соответствуют структуре деятельности. Вследствие целеполагающей деятельности педагога происходит целеобразование, которое отражает мотивационную позицию педагога и его активность, предполагается конкретизация целей и адаптация к условиям реализации.

Проектирование — вид профессиональной деятельности, представляющей собой разработку проекта технологии обучения. Процедура дидактического проектирования включает следующие этапы: анализ исходных данных — внешних и внутренних факторов; оценку технологий в связи с имеющимися условиями и выбор технологий в соответствии с дидактической целью; конкретизация технологии с учетом условий обучения. Проектирование направлено на устранение неопределенности между целями и результатами.