Педагогическая концепция проблемного обучения
Если говорить о проблемной структуре учебного материала, подлежащего усвоению, то следует сказать, что именно эта логическая структура процесса обучения обеспечивает решение генеральной задачи в подготовке педагогических кадров, формирует культурологическую ориентацию студентов. Учебный процесс, развертывающийся на основе проблемного обучения, ведет к формированию творческого потенциала профессиональной деятельности и воспитывает культурные потребности. Проблемная логическая структура учебной информации побуждает к внутреннему принятию информации, ее смысловому пониманию, целенаправленному и мотивированному освоению, систематизации и построению содержательно-логических схем образовательного процесса, что в свою очередь ведет к развитию и обобщению профессиональных знаний и в конечном итоге — к обучению студентов принимать профессиональные решения и рефлексивно контролировать собственные действия.
Психология проблемного обучения опирается на личностный подход к обучающимся, ориентирует учебный процесс на студентов. Его итогом являются рождение и развитие профессионального самоопределения, выработка творческого стиля осуществления деятельности, воспитание у обучающихся опережающего мышления, наиболее отвечающего профессиональным задачам педагогического труда.
Предоставленная учащимся свобода проявления индивидуальных реакций в ответ на предложенную проблемную ситуацию направлена на воспитание творческого мышления и формирование установки на самостоятельные решения, принимаемые педагогом в профессиональных условиях, предполагающих свободу его действий. Формирование творческого стиля учебной деятельности основано на процедурах постоянного обновления образцов действий. Создаются условия для развития у студентов профессионального мастерства, повышения уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.