О технологической культуре педагога
Образовательная система представляет собой реальный механизм осуществления проекта целевого развития общества. Однако определение содержания педагогического образования и разработка технологии обучения обладают некоторой консервативностью, в силу чего наблюдается тенденция отставания от целей, задаваемых обществом. Отсюда наблюдаемая нами неадекватность ее запросам общества, ориентированного на будущее.
Педагогической системе отведена роль мученицы: ее постоянно не одобряют, а в годы больших перемен отчаянно и заслуженно ругают в связи с тем, что она подчас отражает культуру сегодняшнюю, а общество хочет получить будущие результаты, формирование картины мира с опережением, с учетом развития самой культуры, воспитание с широким полем потенциальных возможностей, так как общество связывает педагогические системы с прогностическими целями своего развития. Такова объективная реальность. В ней заключена проблема: школа предназначена и для будущего, и для настоящего. Это противоречие особенно ярко выражено в педагогических вузах, готовящих учителей, активно участвующих в воспроизводстве культуры и в ее развитии. Кажущуюся смиренной реакцию педагогов и ученых на справедливую критику педагогического образования не следует принимать за слабость. Как показывает практика, спокойное восприятие критики относится к философии активного типа поведения. Критика стимулирует преобразовательную деятельность, направленную на процесс целеобразования в новых социальных условиях, на выработку концепции и стратегии для получения полезного результата, на развитие педагогической системы образования, ориентированного на предвидение времени, на устремление в будущее через объективизацию настоящего в сфере педагогического сознания.
Проблема времени для педагогики — не только философская проблема. Педагогическая мысль и педагогическая инженерия, создающие мир педагогических моделей образовательной системы со свойственными ей технологическими процессами, обращены в будущее, но педагогические успехи всегда будут оценены обществом ретроспективно. Педагогические победы отсрочены во времени как в реальности, так и в сознании людей.