О технологической культуре педагога
Может произойти самое худшее, что только можно ожидать: разовьются пассивность, стремление к репродукции, паралич профессионального сознания, объективизация ложного вывода о том, что теоретические знания якобы не имеют применения в практике, где требуется простая техника педагогического труда, что теория вовсе не ведет к профессиональному знанию, так как все действия учителя эмпиричны, построены на опыте обыденной жизни или на подражании. При этом забывают, что бытие потому выразимо в понятии, что оно «предварительно рационализировано и что само оно есть понятие».
Требуется провести профессиональный анализ теоретических знаний о технологиях обучения, которые отражают методологические принципы сохранения, дополнительности и преемственности. Пути воплощения их в технологию обучения просматриваются во многих аспектах. Так, например, принцип сохранения получает отражение в законе состава и структуры науки, основы которой преподает учитель, прослеживается на содержании основных теоретических положений, регулирующих контакты между учителем и учащимся, на решении проблемы введения в учебный процесс определенных объемов и состава информации. Этот принцип обеспечивает соблюдение коммуникативных свойств педагогической системы с помощью адаптационных процессов, касающихся содержания педагогических действий. Этим же принципом регулируются передача информации в организационных структурах, изменение информации в различных формах ее организации: свертывание и развертывание информации, отбор и компоновка ее, адаптация к возрасту и учебным возможностям, а также к целевому назначению и т. д.
Примером реализации философских принципов дополнительности и преемственности могут служить технологии введения в учебный процесс новых информационных единиц, предусматривающих зависимость между основным понятием, которое предполагается включить в учебный процесс, и вспомогательными знаниями . На этой основе строится теория развития понятий в учебной системе, рассматривается логическая структура учебного текста, выстраивается дискурсивное знание, решаются проблемы отбора знаний в учебные программы, необходимые для формирования у учеников научных знаний как элемента культуры в целях ее воспроизводства и развития.