О технологической культуре педагога
В исследовательской практике они во многом обогатили науку, но в педагогике по-прежнему остаются нераскрытыми с точки зрения профессионального решения и даже простой формулировки этих теоретических положений. Что, спрашивается, делать с этими принципами молодому педагогу, как заложить их в технологию обучения, скажем, в связи со спецификой объекта изучения, целью и задачами обучения, с возрастом, уровнем обучаемости учеников, их психологическим состоянием и т. д.? Не только со-держание принципа остается нераскрытым, но и научное обоснование его не дано. В науке есть необходимые ответы, но они не актуализированы в аспекте принципов обучения, не обобщены, не представлены в технологии обучения, не переведены на язык технологии обучения ни в информативном, ни в управленческом плане.
Объективные сложности в организации педагогической практики связаны с известным разрывом, который существует между конкретной дидактикой и общей теорией обучения, а также другими областями педагогического знания, и в первую очередь с теорией воспитания. Педагогика постулирует абстрактные положения, а методика выстраивает информационную структуру учебного знания, основываясь исключительно на логике развития научных понятий, не опираясь на дидактические установки. В результате педагогическая практика не располагает достаточной эффективностью, так как не обеспечена необходимыми педагогическими рекомендациями по ее организации.
Технологическое образование — центральная проблема в подготовке учителя в вузе. Решение этой задачи связано самым непосредственным образом с формированием культуры учителя. Во время педагогической практики знания и деятельность сливаются воедино. Знания и культура находятся в сложных взаимоотношениях. Культура педагогического труда — производное культуры личности и культуры специалиста, профессиональной грамотности педагога. В системе поведения человека культура создает свободу в принятии решений и выборе способов действия, внутреннюю свободу поведения, векторную и содержательную направленность личности педагога; она основана на эрудиции, влечет за собой ответственность за содеянное, связана с самоуправлением и самодисциплиной.