О технологической культуре педагога
Педагог может управлять другим человеком лишь тогда, когда властвует над собой, осознает себя в системе других, а также во внутреннем мире. Труд является вторичным от культуры сознания. Очевидность этого фактора, однако, не означает, что культура — нечто такое, что дается человеку вне его деятельности. Эволюция культуры происходит по мере преодоления персонифицированных проблемных задач, которые могут быть осознаны студентом во время обучения и даже заранее им прогнозируемы, но могут возникать и внезапно. Это типы задач, встающих в обучающей практике. Сегодня в системе высшего педагогического образования чаще всего такие задачи носят неожиданный характер в связи с тем, что профессиональная мотивационная определенность у большинства студентов слабо выражена, а также в связи с технологическими недоработками в области подготовки студентов к обучающей педагогической практике. Вместе с тем вряд ли стоит пренебрегать необходимостью разработки системы последовательных задач в обучении студентов профессиональной деятельности и методики их решения как в теоретическом, так и в практическом аспектах в целях развития профессиональной культуры будущего учителя. «Множественность жизненных путей, очередность прохождения проблемных ситуаций, само число их — все это этапы развития и интериоризации человеком культурного содержания», — пишет О. Довженко в статье «Бесполезные мысли, или Еще раз об образовании». Удовлетворение возникающих в связи с этим образовательных потребностей становится социально решающим в системе выбора субъектом жизненного пути.
Итак, мы имеем последовательную цепочку явлений: общество, уровень его культуры создают условия, с которыми человеку приходится иметь дело, их понимание открывает для человека возможность действовать в целях приобретения индивидуального опыта, сопрягающего его с культурой общества; возникшие образовательные потребности имеют личностный характер, они определяют поведение человека в обществе и стимулируют приобретение им культуры как поведенческой, так и профессиональной. Эта общая схема приложима и к обучающему процессу. Согласно приведенной логике рассуждения студент должен быть поставлен в условия, обязывающие его принять их. В связи с этим у студентов возникают образовательные потребности, и, как следствие, можно ожидать проявления активности в обучении. Эта мысль не нова, она хорошо известна преподавателям высшей школы.