О технологической культуре педагога
Условием педагогической деятельности является реализация инновационных технологий обучения и творческое решение профессиональных задач.
Перед технологией обучения в высшей школе стоят задачи разработки: целевых технологических проектов, адаптивных программ, алгоритмических процедурных предписаний в организации учеб-ной деятельности с элементами эвристики; функциональных схем для разных педагогических систем, многовариантных методик, оценочных критериев их эффективности, концептуальных моде-лей будущих результатов; диагностических методик состояния педагогических систем, методик коррекционных процессов, индивидуальных технологий обучения и ряд других.
Общая задача педагогического образования — приобщение к педагогической деятельности через рефлексию методологии педагогики. Иначе педагогический труд превратится в ремесло. Не-обходимо погружение студента и педагога не только в практику, но прежде всего в философию образования. Учебная педагогическая практика в этой связи должна приобрести глубокую теоретическую интерпретацию в плане философии идей. Только тогда она получит личностную оценку и наполнится личностным смыслом. Реализация педагогических и, в частности, технологических идей на практике позволяет студентам осознать, что образование нужно им самим. Студент формируется как учитель в системе актуализации ценностей, рефлексии и воли. Опорой в этом процессе служит культура сознания.
Педагогическому образованию может грозить распад, технократичность, если в технологию обучения и воспитания не будет включено духовное начало. Между прагматическим и духовным компонентами педагогической культуры существует органическая связь. Педагогический труд связан с непосредственным участием человека в воспроизводстве культуры и ее развитии. Задача педагогического образования и состоит в том, чтобы вооружить будущего учителя средством приумножения культуры общества и отдельных ее представителей. Право просвещения может принадлежать только компетентному специалисту, владеющему научными идеями и необходимыми технологическими приемами воздействия.