О технологической культуре педагога
Острое чувство необходимости повышения педагогической культуры ощущается сегодня потому, что насущные запросы практики находятся в противоречии с функционирующим «уставом» подготовки учителя, учебным планом, учебными программами, технологией обучения, которые не дают и не могут дать в том виде, в котором они существуют, предполагаемый продукт в лице зрелого гражданина, способного в обыденной жизни быть мужественным и достойно проявлять себя в сложных случаях, а в производственной деятельности неукоснительно стремящегося к самосовершенствованию, педагога, владеющего высоким мышлением, глубокой сознательностью и профессиональным пониманием целей воспитания молодежи, обладающего тонкостью чувств и активно проявляющего себя в области просвещения.
Кризис педагогической культуры вызван многими причинами. Первая и основная из них — это отставание педагогической системы от продуктивно развивающегося общества. Если технологический процесс рассматривать как механизм педагогической системы, то становится ясным, что на нем также сказывается состояние педагогической культуры и что он, следовательно, в настоящее время нуждается в глубоком переосмыслении и совершенствовании.
Общество как бы подтягивает, шлифует, совершенствует педагогический процесс, стремится установить соответствие между имеющимися сегодня условиями жизни и обучающей средой, пред-назначенной для того, чтобы вступающее в жизнь молодое поколение оказалось способным воспринять перемены, происходящие в обществе, быть готовым к инновациям, к анализу культурных тенденций. Педагогическая технология все время запаздывает, ее приходится постоянно примерять к имеющимся требованиям общества. Создается что-то вроде вечного двигателя, ротором которого является общество, а маховиком — образовательная педагогическая система, в частности технологический процесс подготовки специалистов, обеспечивающий общее движение общества к прогрессу. Педагогический акт реализует модель будущего, в своем развитии он вечен, постоянен во времени. В нем заключены потенциальные силы культурного развития всего общества. Это звено, опосредующее движение общества. Роль образовательной педагогической системы в соответствии с такой логикой рассуждения сводится к одному из средств управления перспективой развития общества.