О технологической культуре педагога
Более того, не принимается во внимание даже и то обстоятельство, что организация педагогической практики студентов и руководство ею проводятся одним специалистом по всему циклу школьных учебных дисциплин. Например, преподаватели кафедры ботаники ведут практические занятия со студентами в школе во время практики не только по ботанике, но и по зоологии, анатомии и физиологии человека, по генетике. Выходит, что специализация здесь тоже не работает. Но самое главное состоит в том, что в этом случае управление учебной деятельностью студентов производится на основе отрицания необходимости педагогического знания технологии обучения, и потому трудно ожидать глубокой научной интерпретации педагогических приемов и методов обучения, которые являются предметом изучения студентов.
Можно предположить, что в подобных обстоятельствах в таком важнейшем звене подготовки учителя, как педагогическая практика, в ходе которой знания переводятся в систему профессиональных действии, формируются культура педагогического труда и культура учителя, допускается и даже провоцируется отказ от всего того, чему обучались студенты на занятиях по педагогике и психологии. Имеющиеся знания свертываются не за счет их конкретизации и синтеза, а на основе их отрицания, разочарования и признания их ненадобности. Студенты не только не овладевают осмысленными педагогическими действиями, не усваивают алгоритмы технологических процедур, тестовые, диагностические методики, нормы профессионального поведения, но и тем более не могут понять и гармонизировать свои действия, применять адаптивные методики обучения, осуществлять самоанализ и коррекцию собственных профессиональных действий, а также действий своих коллег. Если же студентами не освоены на практике педагогические функции учителя, становится трудным формирование у них понимания философии образования.
Педагог, который не овладел технологией профессионального труда, а также рефлексией и не знает, как получить недостающие знания о стратегии и тактике обучения, не испытает чувства свободы, которое возникает благодаря высокому профессиональному мастерству и творчеству. Причастность к педагогическому труду становится для студента реальностью, которая как бы навязана ему сверху.