О технологической культуре педагога

А как быть с решением способов организации реальных технологических процессов, как адаптировать их к целям гуманизации и гуманитаризации образования, направить на будущие результаты, а уже сегодня выстроить условия, в которых подготовка учителей станет отвечать потребностям практики, как обеспечить всевозрастающие социальные требования к подготовке такого учителя, для которого педагогический труд представляет самоценность и является неотъемлемым элементом его жизни, человека, ответственного за свои действия и поступки, наделенного глубоким профессиональным сознанием, педагога, обладающего высокой профессиональной компетентностью?

Преуспевание в области разработки педагогической технологии и всей педагогики как науки основано по меньшей мере на трех китах: методологизации профессионального сознания и социокультурной роли педагогического образования; освоении педагогического банка информации, педагогической рефлексии философии образования; на глубоких педагогических преобразованиях в сфере ориентации молодежи в жизни и приобщении ее к общей культуре и с этой целью — на широком гуманитарном образовании будущих учителей.

Учитель — высокообразованный человек — необходимое условие для педагога, хотя и недостаточное. Часто под педагогическим образованием учителя-предметника понимаются исключительно его знания в области той науки, основы которой он несет ученикам. Такая точка зрения распространена на предметно-научных кафедрах в вузах, где утвердилось мнение о том, что обучать можно без специальной педагогической подготовки, для этого достаточно знать преподаваемую науку. Совершенно очевидно, что ни о какой педагогической технологии обучения в этом случае не может быть и речи. А такая ситуация распространена повсеместно в педагогических вузах. В этом можно легко убедиться, познакомившись, например, с организацией учебной и стажерской педагогической практики студентов. Предметно-методических кафедр во многих институтах до сих пор нет, методисты работают либо на спецкафедрах, либо на кафедрах педагогики, их мало, явно недостаточно для осуществления руководства педагогической практикой студентов. В результате руководителями выступают преподаватели разных специальностей.