Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Формулировка педагогом проблемы и определение совокупностей проблемных ситуаций связаны с большой предварительной педагогической работой по структурированию учебного материала, с построением системы проблемных задач, решение которых следует рассматривать в едином методологическом ключе науки.
Наряду с постановкой проблемы и организацией проблемной ситуации, на основе расхождения между тем, что знают и чего еще не знают учащиеся, можно построить проблемное обучение посредством смены ракурса обсуждения вопроса. Такой способ открывает дополнительные возможности для постановки учебной проблемной ситуации, кроме того, позволяет полнее раскрыть изучаемый объект или явление, по-новому увидеть и глубже понять закономерности, составляющие предмет изучения. В гуманитарных науках эти проблемы могут быть связаны с различной оценкой событий, а в естественных — с научной трактовкой явлений на основе различных критериев и параметров, в связи с целями и функциями научного знания.
Еще один общедидактический способ построения учебной проблемы основан на анализе текста учебника. Имеющиеся в учебном тексте дидактические недоработки вызывают необходимость построения учебных проблем и конструирования проблемных задач. Как известно, например, лекционный материал не должен дублировать текст учебника. Отбор учебного материала для лекции совершается в расчете на то, чтобы раскрыть фундаментальные положения науки, осветить уровень решения актуальных научных проблем и вскрыть роль научного знания для практики. Если в учебнике научный вопрос достаточно глубоко раскрыт и последовательно изложен, то задача лектора состоит в том, чтобы осветить фундаментальные положения и актуальные научные вопросы науки. Однако случается, что текст учебника страдает рядом дидактических недостатков, которые снижают полноту информации и эффект понимания ее смысла.
Можно указать на следующие дидактические особенности текста учебника, которые диктуют необходимость построить учебную проблему:
в тексте учебника недостаточно ясно выделена основная мысль, идея;
в тексте нечетко раскрыты научные положения;
отсутствует иллюстрационный материал;
текст изобилует излишне большим количеством фактов, что затрудняет выделение основных идей;