Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Естественным и надежным источником для постановки учебной проблемы являются ключевые вопросы науки, их интерпретация с позиции основных методологических положений науки. Поэтому педагогическая обработка учебного материала лекции включает в себя: системно-структурный анализ научного знания для выяснения необходимых взаимосвязей, анализ тезауруса науки, а также выделение методологического аспекта в связи с задачами формирования мировоззрения специалиста. Структурирование учебного материала, включенного в лекцию, преследует, прежде всего, главную цель — определение основных научных понятий, теорий, концепций и установление связей между ними.
Выстроенная система понятий подлежит усвоению слушателями, позволяет обеспечить целостность познавательного процесса, сформировать системные научные знания. При этом должны ясно просматриваться содержание и дидактическая функция информации, ее базисные положения и вспомогательный состав, необходимые для того, чтобы сформулировать основные теоретические понятия.
Проблема и соответствующая проблемная ситуация могут быть связаны с аспектным анализом содержания научной информации. Аспектный подход основан на выделении содержательных проблем, характерных для данной области науки. Аспектные проблемы в учебном предмете адекватны аспектным проблемам в науке. По отношению к среднему образованию принято считать, что одним из требований к учебной дисциплине является отражение основных аспектных научных проблем, свойственных конкретной науке. Полнота и способы отражения научных проблем в системе учебного знания могут варьировать в связи с требованиями средней школы, по отношению же к вузовскому образованию они не вызывают сомнений. В том случае, когда представительство научных проблем остается слабо реализованным в учебной программе и учебниках высшей школы, раскрытие этих проблем можно включить в учебно-педагогический процесс, осветить научную проблему в лекции, если она не получила надлежащего отражения в учебных пособиях, а также использовать дополнительные сведения, расширяющие научный кругозор. При этом дидактическая субординация знаний должна соответствовать логике конкретной науки и отражать ее содержание.